?

Log in

No account? Create an account
arrkan [userpic]

Minsk 31.10.2010

November 6th, 2010 (05:23 pm)

 Эпиграф

Слова самой искренней благодарности моему доброму другу Юле Астапенко, благодаря кому эта белорусская сказка стала возможной.




Я побывал на концерте Лары Фабиан. В это до сих пор невозможно поверить до конца – сама Лара Фабиан приехала с концертом в Минск! На протяжении нескольких лет, что я слушал ее песни, было понятно, что звездам мирового уровня не интересен Минск, и увидеть Лару можно как минимум в Москве или в Киеве (хотя слетать в Брюссель, наверное, было бы дешевле).

Потом была огромная порция счастья, когда Лара приехала в Витебск на «Славянский базар» (каждый кусочек того счастья бережно храню в памяти – «I will love again», «Je t’aime», «Soleil, soleil», «Toutes les femmes en moi», on stage, back stage …). Потом было томительное ожидание этой зимой: приедет – не приедет … (в результате не приехала, предпочтя нам Кишинев).

И вот концерт в Минске состоялся 31 октября 2010 года. Лара Фабиан и Игорь Крутой представили совместный проект «Мадемуазель Живаго», для которого Игорь Яковлевич написал музыку, а Лара – стихи. «Они не могли не встретиться», таков был слоган в рекламе, которая шла по ТВ. Диск «Мадемуазель Живаго» появился в сети заранее, поэтому можно было подготовиться к концерту. Программа концерта тоже была известна уже после концертов в Киеве, поэтому минский концерт ждал уже как цельный спектакль. В довершение моего фанатского счастья недалеко от места, где я живу, установили бигборд с рекламой концерта.

Группа о Ларе Фабиан в другой социальной сети называется «Connecting People». Ярким проявлением для меня того, как Лара Фабиан объединяет людей, была встреча с Селин и Одри, которые прилетели в Минск на два дня, чтобы побывать на ее концерте. Сразу после встречи в аэропорту в субботу мы поехали выкупить билет Селин. В тот день желающие попасть на концерт еще могли приобрести билеты в кассе, на первые ряды. Но уже к концерту все билеты были проданы. На входе спрашивали лишний билет.
Вечером в воскресенье 31 октября на стоянку у служебного входа Дворца Республики попасть было невозможно, если ты приехал даже за полчаса до концерта. Въехал, потому что днем договорился с охранником оставить место. Нам указали на место рядом с Мерседесом, который возил Лару Фабиан.

Много кто из белорусских артистов пришел послушать Лару Фабиан – Александр Тихонович, Анатоль Ярмоленко, Алеся и DJ Анатоль, Ирина Дорофеева, Георгий Колдун, Алексей Хлестов, Искуи Абалян. Подозреваю, что звезды пришли по пригласительным. Хотя Ирина Дорофеева была замечена входящей во Дворец Республики по билету.

Перед концертом в фойе Дворца Республики можно было купить диск «Мадемуазель Живаго» за 35000 белорусских рублей, а также диск «Toutes les femmes en moi» и непонятные майки с символикой проекта «Мадемуазель Живаго» (однозначно это результат работы Игоря Крутого, а не команды Лары Фабиан). Диск «Мадемуазель Живаго» купил, несмотря на то, что музыка уже вся знакомая по записям в Интернет и несмотря на то, что все равно придется еще покупать французское издание. Мой принцип меломанства таков, что интересную музыку мне недостаточно загрузить из Интернет – хочется, чтобы в коллекции были диск, который сам по себе тоже результат интеллектуальной деятельности – со своим буклетом, зачастую с текстами песен, с обращением исполнителя к слушателям.
Из-за очереди к стоянке в зал Дворца Республики вбежал за несколько минут до концерта, поэтому ажиотажа у дисков не заметил. Но диск точно покупали, потому их много давали для автографов после концерта.

Белорусскому среднему классу, отдельные представители которого считают нормальным опоздать и на сорок пять минут, дали время на опоздание, и в итоге зал Дворца Республики заполнился. Я был настолько сконцентрирован на предстоящем концерте, что не могу теперь выделить какие-то тенденции в отношении публики – средний возраст, преобладание casual или official, мужчин или женщин… не знаю. Обратил внимание только на своих знакомых – группу поддержки из Москвы, и Селин и Одри. Все они сидели в самых первых рядах, которые выставляются во Дворце Республики на самых пафосных концертах еще ближе партера, на месте оркестровой ямы. В следующий раз тоже куплю билет туда. А сейчас я и моя спутница (number one fan Лары Фабиан в Беларуси, я могу стремиться только к титулу number two fan) сидели в третьем ряду стационарного партера несколько сбоку, поэтому хорошо сфотографировать артиста на сцене с моим отсутствием навыков не получилось.

Артистами, выступавшими на сцене в этот вечер, были Лара Фабиан, Игорь Крутой, Гиора Линенберг и оркестр. Оркестр никто не представил, печатной программы концерта не было, поэтому об оркестре больше ничего сказать не могу. Кроме того, что они весь вечер находились на сцене, но только изображали исполнение, а играла фонограмма. За весь концерт музыканты только три раза перелистнули ноты.

Задником сцены был занавес насыщенного тяжелого красного цвета. Передний занавес был кружевно-прозрачным, расшитым золотом.
И вот в качестве пролога за этим прозрачным занавесом в полумраке Игорь Крутой за роялем в луче прожектора начинает играть что-то из Баха, а Лара в длинном черном платье в луче другого прожектора выходит из глубины сцены. Занавес поднимается. В нескольких предложениях под эту музыку Лара рассказывает, что ее назвали в честь Ларисы Гишар (кстати, та тоже была бельгийкой) из «Доктора Живаго» и что она хотела бы выразить в этой концертной программе. И начался непосредственно спектакль «Мадемуазель Живаго».

«Demain n'existe pas» - абсолютно живым голосом. Этой песней сколько-то лет назад Лара Фабиан и Игорь Крутой презентовали начало совместного проекта. Когда Лара вышла на сцену и когда подходила к нашей стороне сцены, наша группа фанатов в количестве двух человек приветствовала ее стоя. Средний класс в следующем ряду роптал и дергал меня за пиджак, но не был удостоен моего внимания. Не каждый же день можно выразить свое уважение самой Ларе Фабиан.

Итальяноязычную песню «Lou» (так зовут ее трехлетнюю дочь) Лара предварила словами о том, как важно и какое счастье для каждой женщины быть матерью. Во время исполнения «Lou» и следующей – «Toccami» (тоже на итальянском) задний занавес поднялся и на заднике показывали фотопрезентацию. Для «Lou» - художественные кадры беременности Лары и Лары с новорожденным, для «Toccami» - кадры из фильма «Мадемуазель Живаго».

А следующую песню Дворец Республики узнал по первым нотам. Чему я был удивлен. Пребывание Лары Фабиан в Витебске сложило впечатление, что у нее в Беларуси десяток фанатов. «D'accord, il existait d'autres facons de se quitter…». На что леди в следующем ряду заметила что-то вроде «Я думала, она «Je t’aime» споет в конце, это же ее самая (или она сказала «единственная»?) известная песня».

Насмотревшись видеозаписей европейских концертов, где зрители поют вместе, а иногда и вместо Лары Фабиан целые песни, я проорл всю «Je t’aime», чем вызвал открытое возмущение уже леди в переднем ряду, что я мешаю ей слушать концерт. Ей еще повезло, что в этой программе я знаю наизусть только две с половиной песни.

Потом концерт опять вернулся к программе «Мадемуазель Живаго». И если слушая диск, какая-то песня мне понравилась больше, а другая меньше, то на концерте каждая песня в исполнении Лары Фабиан – это шедевр. Очень красиво звучит «Llora». Лара представила ее как историю женщины, которая любила слишком сильно. Судя по переводу испанского текста, песня о проблеме насилия в семье. И для меня в этом заключается какой-то дискомфорт. Образность этой музыки для меня никак не ассоциируется с таким социальным текстом. Музыка очень торжественная, достаточно пафосная… но вот не вызывает она у меня нужные образы (это уже моя личная проблема, как говорится в рекламе: «the importance of speaking languages»). Видимо, в том числе для таких как я, у кого проблемы с образным мышлением, во время исполнения этой песни на сцене проецировались кадры из соответствующей новеллы «Мадемуазель Живаго».

Мои любимые песни в этой программе – «Desperate Housewife» и «Russian Fairy Tale». От первого пристрастия стоит избавляться. Для меня оценка песни человеком с высшим музыкальным образованием как наиболее незападной по стилистике равнозначна признанию того, что если из всего выбора мне нравится это, значит у меня не развит музыкальный вкус. А вот с песней «Russian Fairy Tale» все наоборот. Песня зацепила меня только, когда услышал ее на концерте. Только тогда заметил, что музыкально это очень нежно и изысканно. Слушая ее, представляется очень красивая история любви. Наверное, помогает такому восприятию и то, что, что это одна из немногих песен в альбоме на французском языке, и видеосопровождение, которое в фильме озаглавлено «Зимний букет» и анонсируется как история о любви француженки и русского солдата.

Кстати, о букетах. Цветы, конечно, на протяжении концерта дарили. Не так много, как самым раскрученным российским собирателям цветов, но учитывая цены на билеты, все же достаточно много. Из местных звезд цветы подарил Хлестов. На сцену никто не поднимался, все подходили к сцене снизу. Похоже, Ларе не очень удобно было в этих платьях приседать, поэтому часто (но не всегда) она жестом просила положить цветы на сцену.

В середине концерта наступил поворотный пункт в программе – Лара исполнила свои песни из прежних альбомов. Сначала Игорь Яковлевич сыграл «Adagio» на инструменте, который я бы обозначил как губной аккордеон / губное пианино… (видно было, что много кто в зале пришел именно на концерт Крутого, и после этого номера ему массово понесли цветы). Потом вышла Лара и спела «Adagio» (в английской версии, Крутой за роялем) так, что зал встал с овациями и криками «Bravo!». Поднять зал в середине концерта – для Минска это редкость. Живое исполнение пробирало насквозь. Дальше Лара выступала в длинном розово-бежевом платье с черным поясом (его можно было видеть в «Субботнем вечере»). Она сказала, что хочет добавить в концерт нотку аккустичности и пригласила на сцену композитора и музыканта Гиору Линенберга, которому Игорь Крутой уступил место за роялем. И дальше были только живой рояль и живой голос Лары – «I guess I loved you», «Je suis malade», «Broken vow». И если раньше будучи наслышанным о камерных концертах Лары в Москве и Киеве, мне хотелось ее услышать с полноценным многоинструментальным музыкальным сопровождением, то сейчас именно песни, исполненные под рояль, оставили особенный след в душе.

Еще несколько лет назад, когда я прослушал альбом «A wonderful life», я понял, что «I guess I loved you» понравилась мне больше всех:
«I had my chance
To dance another dance
I didn't even realize
That this was all love
And no lies
Then I lost you…»
А сейчас вообще этот текст точно отображает, что я испытываю, поэтому после этой песни я пошел дарить цветы. Принципиально не хотел возлагать цветы как к памятнику. Для меня это было важно. Так и получилось – подарил из рук в руки.

Интересный, но непонятный ход сделали к песне «Mr. President». Там в фонограмме есть детский как бы хор. Чтобы это изобразить, на сцену вывели десять детей. Но в этом месте фонограммы дети даже не открывали рот. Они вообще были крайне вялые. Сама Лара ими «дирижировала» и им показывала, что нужно делать на сцене. Думаю, номер ничего бы не потерял и без этих детей (зато теперь десять детей и их родители будут тешить свое самолюбие тем, что выступали в одном номере с самой Ларой Фабиан). Так часто тут говорю о живом голосе и восхищаюсь живым исполнением потому, что, к сожалению, отдельные песни из альбома «Мадемуазель Живаго» звучали с фонограммой «плюс один». Уж не знаю, чья там была ошибка или умысел, но на песне «Мама моя» фонограммы шли отдельно со сцены и из мониторов, чтобы уж никто не сомневался… Вообще, в концерте было видно, что Ларе неудобно петь под плюс, и было видно, как она раскрепощалась на тех песнях, которые были живым звуком.

В песне «Мамая моя» (Лара представила ее как историю о том, что в жизни женщины есть еще один бесценный опыт – быть дочерью) есть такой тизер для русскоязычной публики, как строки «Mama moya» и «Mama, ya lublu tebya», которые Лара поет по-русски. Но это была лишь разминка перед финалом (и, думаю, для Крутого – акцентом) программы – Лара исполнила полностью на русском песню «Lubov pohozhaya na son». И после вокализа «Ascolta La Voce», когда Лара Фабиан и Игорь Крутой вышли на поклон вместе, и после «Любовь, похожая на сон» зал аплодировал стоя.

В финале скромный поклон – и занавес. Никаких дежурных деклараций вроде «Минск, я вас люблю» / «Вы замечательные, я приеду к вам еще» / … не было. Все по-европейски сдержанно.

После концерта наша группа фанатов в составе двух человек не могла упустить возможности увидеть Лару еще раз у служебного входа. Поэтому на разных отрезках выхода Лары после концерта мы вручили ей подарок, взяли автографы и сфотографировались с ней.

Все, вот после этого вечер подошел к концу.

Вот несколько фото, чтобы дать представление, как это было.



























Трек-лист концерта выглядел так (по памяти, замеченные неточности буду исправлять):
1. Demain n'existe pas
2. Ever-Ever Land
3. Lou
4. Toccami
5. Je t’aime
6. Desperate Housewife
7. Llora
8. Mademoiselle Hyde
9. Adagio
10. I guess I loved you
11. Je suis malade
12. Broken vow
13. Russian Fairy Tale
14. Мама моя
15. Mr. President
16. Vocalise
17. Tomorrow is a Lie
18. Любовь, похожая на сон